Warning: copy(): Filename cannot be empty in /home/elastomery/science.akademnauka.ru/docs/plugins/system/remember/remember.php on line 2
Выпуск 4 2015

Выпуск 4 2015

Педагогика 4-15

 

ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ

6

ПЕДАГОГ, ОРГАНИЗАТОР, НОВАТОР В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

КУЛЬТУРНО-ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И.М. Орешников, д.ф.н., проф. кафедры философии

ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет

(Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1).

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

В статье характеризуется культурно-гуманистическая парадигма образования, показывается ее значение для подготовки инженерно-технических кадров, в том числе нефтегазового профиля. В связи с этим в ней излагаются вопросы о специфике инженерной профессии и инженерной деятельности, о сущности и структуре гуманитарной культуры личности, называются основные направления гуманизации и гуманитаризации высшего технического образования, даются рекомендации по усилению гуманизации преподавания социально-гуманитарных и технических дисциплин в технических вузах.

Ключевые слова: культурно-гуманистическая парадигма, инженерно-техническое образование, гуманизм, гуманизация и гуманитаризация, дегуманизация образования, гуманитарная культура личности, культурный человек, инженерная профессия, инженерная деятельность, интеллигенция.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ГУМАНИТАРНОЙ ЛОГИКИ: МЕТОДОЛОГИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ

С.Ю. Черноглазкин, к.п.н., ст.н.с.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

М.Г. Балыхин, к.э.н., доцент, проректор ФГБОУ ВПО Московский государственный университет дизайна и технологий (Россия, Москва, ул. Садовническая, д. 33).

Л.А. Пушина, к.фил.н., доцент ФГБОУ ВПО Удмуртский государственный университет (Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, д. 1).

Э.М. Мовсумзаде, д.х.н., проф., чл.-корр. Российской академии образования ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет

(Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). ).

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

В статье рассмотрены возможности моделирования содержания подготовки специалистов в гуманитарном аспекте. На основании анализа литературных источников авторы формулируют признаки гуманитарного знания, воссоздание которых в содержании позволяет организовать его соответствующим образом. В качестве признаков авторы выделяют вербализацию содержания, его направленность на целостное видение адресатом изучаемых объектов, связь с социально-цивилизационными, мировоззренческими аспектами. Воссоздающее эти признаки содержание способствует формированию широты взглядов будущих специалистов, развитию их способностей к продуктивным социальным коммуникациям, становлению готовности к принятию многоплановых профессиональных решений.

Ключевые слова: специалист, деятельность, содержание подготовки, моделирование, методология, гуманитарное знание, признаки.

 

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ГУМАНИТАРНЫХ ПРЕДМЕТОВ И РИСКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Г.П. Зернова, к.п.н., доцент, в.н.с.

Научно-методический центр педагогической рискологии ГБОУ ВПО Московской области «Академия социального управления»

(Россия, 129281, Москва, Староватутинский пр., д. 8).

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Е.П. Шевчук, к.п.н., ст. преп. кафедры педагогики

УО «Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина», (Белоруссия, 224000, г. Брест, б-р Космонавтов, д. 31).

E-mail: sxef Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

В статье рассматриваются психолого-педагогические особенности восприятия произведений искусства учащимися старших классов и на основании этого выделяются профориентационные возможности предметов гуманитарного цикла, которые содействуют формированию профессионального самоопределения личности, а также выявляются педагогические риски. Необходимость акцентирования проблемы формирования нравственного и профессионального самоопределения личности появилась потому, что в настоящее время вопросы сохранения и совершенствования духовной культуры общества находятся в центре внимания. В связи с этим актуализируется потребность гуманизации образовательного процесса на основе ценностно-смыслового подхода; обращение школы к искусству как одному из важнейших средств раскрытия нравственного потенциала личности. Предметы гуманитарного цикла выполняют прежде всего функцию нравственного совершенствования личности, способствуя раскрытию творческих способностей, в том числе и профессиональных. Методология исследования представлена гуманистической парадигмой и конкретизирующими ее антропологическим и феноменологическим подходами.

Ключевые слова: профориентационные возможности предметов гуманитарного цикла, профессиональное самоопределение личности, педагогические риски, психолого-педагогические особенности восприятия произведений искусства.

 

КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ИСТОРИИ ПО МАТЕРИАЛАМ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

О.С. Абрамкин, начальник научно-образовательного отдела

Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина (Россия, 190000, Санкт-Петербург, Cенатская площадь, д. 3).

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Статья представляет результаты сравнительного анализа школьных учебных изданий по русской истории XVIII – начала XX века, являющихся одним из наиболее распространенных исторических источников и важных для понимания механизмов формирования национального исторического сознания. Обращение к анализу учебной исторической литературы позволяет более углубленно и всесторонне изучить проблемы, связанные с развитием отечественной культуры и науки XVIII – первой половины XX века, и такие дискуссионные вопросы, как становление и смена различных исторических концепций. При отборе учебников учитывался факт включения их в школьную программу, а также количество выдержанных изданий учебника. Для анализа использовалось 19 учебников, учебных пособий и руководств для начальных и старших курсов средних учебных заведений и начальных училищ. Все источники по учебной литературе были условно сгруппированы по двум концепциям – официально-государственной (патриотическая) и либеральной. В каждом издании была выделена доминирующая концепция, которая принималась за основную концепцию всего учебника. Проведенный анализ представил школьную историческую литературу в качестве ценного источника по формированию государственной политики в области представления исторической действительности и, что еще важнее – для создания государственной концепции русской истории.

Ключевые слова: история России, школьная литература по отечественной истории XVIII – начала XX столетия, идеология, государственная концепция русской истории, общественное историческое сознание, российское общество, государственная власть.

 

ПРОВЕДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ КАК ОДНО ИЗ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Г.С. Кригер, к.м.н., преп.

Р.Р. Ахметзянова, преп.

Н.В. Ринская, преп.

ГАПОУ города Москвы Колледж предпринимательства № 11 (Россия, 125438, Москва, ул. Онежская, д. 3).

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Психолого-педагогические подходы в работе профессиональных образовательных организаций, система и методы работы в них – все это в настоящее время динамично обновляется, требует постоянного поиска, корректировки в зависимости от микросреды, особенностей ситуации, запросов будущих работодателей выпускников колледжей. В данной статье обсуждается такая форма привлечения студентов к исследовательской работе, как проведение научно-практических студенческих конференций с использованием дистанционных интернет-технологий.

Ключевые слова: научная студенческая конференция, дистанционная форма обучения, интернет-технологии в образовании, медицинская оптика, оптометрия.

 

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

 

АКТУАЛЬНОСТЬ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.Ю. Кудрявцева, к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики

Н.В. Кергилова, к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики

Г.Ю. Лизунова, к.ф.н., доцент кафедры психологии и социальной работы

Горно-Алтайский государственный университет (Россия, Республика Алтай, 649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, д. 1).

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

В статье раскрыта актуальность проблемы сохранения и укрепления социально-психического здоровья студенческой молодежи в условиях модернизации современного образования, поскольку в студенческом возрасте человек обладает определенным психологическим здоровьем, но из-за пребывания в стрессогенной среде его организм претерпевает изменения, и как результат он может потерять четкость осознания личностью ценности своего здоровья. Раскрыта роль и потенциал вуза как института социального и психологического оздоровления студенческой молодежи с точки зрения различных аспектов образовательной среды, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении студента: учебная, научная деятельность, педагогическая практика, общественная и воспитательная работа.

Ключевые слова: студенческая молодежь, психологическое здоровье, модернизация образования, образовательная среда, социальное здоровье.

 

ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

 

ЗАРОЖДЕНИЕ И ХРОНОЛОГИЯ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ КВАНТОВОЙ ХИМИИ

Г.Ю. Колчина, к.х.н., доцент кафедры химии и химической технологии

ФГБОУ ВПО Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета (Россия, 453103, Республика Башкортостан,

г. Стерлитамак, ул. Ленина, д. 47а). Е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Н.Ч. Мовсум-заде, к.т.н., науч. сотр.

Институт информационных технологий НАН Азербайджана (Азербайджан, AZ1141, г. Баку, ул. Б. Вахабадзе, д. 9).

А.Ю. Бахтина, аспирант кафедры аналитической химии

Э.М. Мовсумзаде, д.х.н., проф., чл.-корр. Российской академии образования

ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет

(Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1).

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

В статье представлено краткое изложение истории докомпьютерного периода квантовой химии начиная с времен открытия квантово-механического резонанса Вернером Гейзенбергом, захватывая работы таких великих ученых, как Вальтер Гейтлер, Владимир Александрович Фок, Дуглас Рэйнер Хартри, Джон Кларк Слейтера, Эрвин Шредингер, Роберт Малликен, Ганс Гельман, и компьютерного периода с именами выдающихся ученых: Яков Кивович Сыркин, Исаак Борухович Берсукер, Мирра Ефимовна Дяткина, Ральф Парр, Генри Шефер, Ричард Бартлетт, Пауль фон Ракуе Шлейер.

Ключевые слова: квантовая химия, уравнение Шредингера, метод Хартри-Фока, квантово-химические программы, GAMESS, GAUSSIAN, ученые-химики.

 

ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИИ ЗАРОЖДЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ МОРСКОЙ ДОБЫЧИ НЕФТИ НА ПОЛОТНАХ ХУДОЖНИКОВ АМЕРИКАНСКОГО И ЕВРОПЕЙСКОГО КОНТИНЕНТОВ

Э.Э. Мамедъяров, магистр

Нью-Йоркский университет (США, Нью-Йорк)

Э.М. Мовсумзаде, д.х.н., проф., чл.-корр. Российской академии образования

ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа,

ул. Космонавтов, д. 1).

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

В работе приводятся исторические факты зарождения нефтяного дела в Америке и Европе, а также представлены некоторые художественные произведения, появившиеся с началом морской добычи нефти на этих континентах. Представлены работы художников России, Азербайджана и США.

Ключевые слова: художники Америки и Европы, художники России, Азербайджана и США.

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ И УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ ЗА РУБЕЖОМ

В.Н. Зенцов, д.т.н., проф.

М.М. Фаттахов, д.т.н., доцент, зав. кафедрой

К.В. Димов, аспирант

ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450080, Республика Башкортостан, Уфа,

ул. Менделеева, 95).

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Рассмотрены достижения в области разработки методов утилизации и обезвреживания твердых бытовых отходов (ТБО) в европейских странах и США. Представлены этапы формирования законодательства в рамках концепции охраны окружающей среды, основные направления политики в этой области. Показано распределение всех объемов отходов по методам их переработки, выявлены наиболее успешные решения по их утилизации.

Ключевые слова: захоронение отходов, рециклинг, твердые бытовые отходы, утилизация.

 

СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ИМ. К.А. ТИМИРЯЗЕВА В 1940–1950-Х ГОДАХ

Р.Р. Хадимуллин, к.и.н., доцент

Е.А. Удалова, д.т.н., проф.

Э.Д. Хадимуллина, к.и.н.

ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет

(Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1).

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Представлены исторические предпосылки организации научных исследований молодежи Республики Башкортостан в форме студенческих научных обществ в конце 1940-х годов. Рассмотрены формы организации работы этих обществ, представлены направления и результаты их деятельности в 1950-х годах. Показано, что, несмотря на ряд трудностей и неудач в работе, активная деятельность студенческого научного общества в Башкирском государственном педагогическом институте способствовала повышению эффективности основного образовательного процесса.

Ключевые слова: история высшего образования, научные исследования, студенчество, студенческое научное общество.

 

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПАРКОВОК В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Н.Н. Стадничук, ст. преп.

В.В. Ямилова, студент

ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450080, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, 95).

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Рассмотрены возможные пути решения проблемы сосуществования человека и автомобиля в современном городе. Представлены варианты проектирования и сооружения парковочных комплексов, в которых учтены экологические, экономические и эстетические требования к объектам городской инфраструктуры. Показаны возможности органичного взаимодействия зеленых насаждений с парковочными сооружениями, а также нестандартные пути расширения парковочных комплексов в вертикальном направлении.

Ключевые слова: автомобиль, городская инфраструктура, парковка, проектирование, экопарковка.