Warning: copy(): Filename cannot be empty in /home/elastomery/science.akademnauka.ru/docs/plugins/system/remember/remember.php on line 2
Выпуск 4 2013

Выпуск 4 2013

ЮБИЛЕЙ

СОПИН В.И., зам. директора института по научной работе, доктор педагогических наук, доцент
ФГНУ «Институт педагогического образования и образования взрослых» РАО (Россия, 191119, Санкт-Петербург, ул. Черняховского, д. 2)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ИНСТИТУТУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ — 50 ЛЕТ
статье представлены краткая история становления и развития института, основные направления фундаментальных и прикладных исследований и полученные наиболее значимые для теории и практики отечественного профессионально-технического образования, педагогического образования и образования взрослых их результаты.
Ключевые слова: Институт профессионально-технического образования, фунда- ментальные исследования, прикладные исследования, юбилей, перспективы развития.

ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

КАЛУГИН В.В., кандидат биологических наук, доцент
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ: ОРГАНИЗАЦИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ И КООРДИНАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СССР (1961 – 1965 ГОДЫ)
Шестая статья автора — продолжение истори­ко-социального очерка об основных этапах орга­низации, планирования и координации научных исследований в СССР*. В 1961-1965 гг. в стране в основном сформировался многоуровневый научный комплекс СССР, включающий академическую, от­раслевую и вузовскую науку. Особое значение для менеджмента этого научного комплекса имело соз­дание (реорганизация) в 1965 г. Госкомитета по на­уке и технике (ГКНТ), который фактически обеспечи­вал проведение единой государственной политики в области научно-технического прогресса. Масштабная научно-информационная деятельность ВИНИТИ име­ла исключительное значение для ускорения научно- технического развития страны.
Важнейшие достижения СССР, имеющие ми­ровое историко-социальное значение: 1. Запуск ККС с космонавтом СССР Ю.А. Гагариным. 2. Запуск ККС с советской женщиной-космонавтом СССР В.В. Терешковой. 3. Советский космонавт А.А. Леонов вышел в открытый космос. Всего в 1961-1965 гг. в СССР были реализованы 27 важ­нейших научно-технических достижений, из них: 13 – впервые в мире и 14 — впервые в СССР.
Ключевые слова: социальная история науки, научный комплекс СССР, Академия наук СССР, научно-исследовательская работа, космическая программа, научно-технические достижения.

РЫНДИН А.И., аспирант
КУЗНЕЦОВ Д.Н., канд. хим. наук, доцент
КОБРАКОВ К.И., д-р хим. наук, проф., зав. кафедрой Кафедра органической химии
Московский государственный университет дизайна и технологии (Россия, 115035, г. Москва, ул. Садовническая, 33)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ ХИМИИ СИНТЕТИЧЕСКИХ КРАСИТЕЛЕЙ, СОДЕРЖАЩИХ ГЕТЕРОЦИКЛИЧЕСКИЙ ФРАГМЕНТ. СООБЩЕНИЕ III. ГЕТАРИЛСОДЕРЖАЩИЕ АЗОКРАСИТЕЛИ
Рассмотрены исторические этапы развития и становления хи­мии азокрасителей, содержащих в структуре молекулы гетероциклический радикал, от момента создания этого класса соеди­нений по настоящее время. Приведена хронология создания и внедрения в промышленное производство гетарилсодержащих азокрасителей.
Показаны причинно-следственные связи между развитием химии определенных производных гетероциклических соединений — прекурсоров в синтезе азосоединений и химии гетарилсодержащих азокрасителей. Основное внимание уделено предпосылкам и причинам получения и внедрения в промышленное применение гетарилазокрасителей. Обсуждаются вопросы влияния гетеро­циклического радикала на физико-химические свойства азосо­единений. Отмечаются преимущества гетарилазосоединений перед карбоциклическими аналогами: более глубокая окраска при «компактной» хромофорной системе, устойчивость окраски к физико-химическим воздействиям и действию света, повышен­ные сублимационные, биоцидные и хелатрирующие свойства.
Приведена обширная библиография по теме статьи, в том чис­ле работы обзорного характера, охватывающие материал по синтезу, свойствам и областям применения гетарилазосоединений.
Ключевые слова: история химии, гетероциклические соединения, синтетические красители, гетарилазосоединения, азосоединения.

ПЕДАГОГИКА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ЗАНАЕВ С.З., научн.сотр.,
Лаборатория истории педагогики и образования
ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО (Россия, 129626, г. Москва, ул. Павла Корчагина, д. 7 корп. 1)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
М.Н. СКАТКИН КАК АВТОР УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
В статье даны результаты обзорного анализа взглядов академика АПН СССР М.Н. Скаткина на составление учебников и учебных пособий, изложенные им в разное время и в различных публикациях. На примере изучения преподавания «Естествознания-природоведения» показаны ос­новные идеи и мысли ученого-педагога.
Ключевые слова: наглядное чувственное обучение, исследовательские методы, функции учебника.

САПОЖНИКОВА О.В., ассистент, MVDr.
Ветеринарный и фармацевтический университет, Брно
Veterinární a farmaceutická univerzita Brno (Чехия, Брно, ул. Палакехо, 1/3, 612, 42)
(Palackého tř. 1/3, 612, 42, Brno, Czech Republic)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОВЕТСКИХ УЧЕБНИКОВ В КУРСЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГИСТОЛОГИИ
Русская литература, в том числе и спе­циализированая, всегда была на высоком уровне. Поэтому многие русскоязычные учебники и пособия поставлялись и исполь­зовались в ветеринарных высших учеб­ных заведениях (ВУЗах) Чехословакии. Кафедры гистологии и анатомии закупали русскоязычную литературу в больших ко­личествах и по сей день используют неко­торые издания.
Ключевые слова: учебная литература, ветеринария, гистология, преподавание.

ЭТНОПЕДАГОГИКА, ПОЛИ- И МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

БОРГОЯКОВ С.А.,
д-р пед. наук, зам. директора по научной работе
БАЛАХЧИНА Т.К., канд. биол. наук, гл.н.с. лаборатории непрерывного этнокультурного образования

Институт образования коренных малочисленных народов Севера РАО (Россия, 142712, Московская область, Ленинский район, п. Горки Ленинские)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
В статье характеризуются теоретические аспекты развития по­ликультурного образования, позволяющие повысить потенциал этно- культурного образования коренных малочисленных народов Севера.
Ключевые слова: поликультур- ное образование, этнокультурное образование, коренные малочисленные народы, Север, Сибирь, Дальний Восток.

АНЗОРОВА С.П., канд.пед.наук, ведущий научный сотрудник
ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (125319, Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ —КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Статья посвящена исследованию c позиций социологии и этносоциологии ситуации в субъектах России по реализации осуществления единой общегосудар­ственной политики в образовании с одновременным обеспечением изучения в общеобразовательных уч­реждениях общероссийской культуры, русского, как государственного языка Российской Федерации, и дру­гих родных языков народов России. На основе методов социологии и этностатистического анализа (компо­нентный, наблюдение, контент, статгруппировки и т.п.) раскрываются состояние и проблемы языковой поли­тики в Карачаево-Черкесской Республике. На основе данных переписи населения России 2010 г. дан анализ состояния изучения и владения различными языками народами республики, прежде всего, государственным русским и языками народов, населяющих Карачаево- Черкесскую республику, т.е. состояние реализации принципа двуязычия, недостатки, способы, методы и направления его развития в общеобразовательных учреждениях Карачаево-Черкессии, применимые и к другим субъектам Федерации.
Ключевые слова: социология, социолингвистика, этнолингвистика, двуязычие, бикультурность, язык, родные языки, речь, образование, этносоциология, субъекты России, республика.

ПЕТРАШЕВА В.В., ст.н.с., к.ф.н.
Камчатский филиал Тихоокеанского института географии ДВО РАН (Россия, 683000, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Партизанская 6)
ДЕГАЙ Т.С., кандидат в докторанты
Кафедра американских индейцев Университет Аризоны, г. Тусон, США (USA, The University of Arizona, Tucson, AZ 85721)
E-mail: tatiana.s.degai@gmail.com
ПРАВОСЛАВИЕ В ГЛУБИНКЕ КАМЧАТКИ: ВЫХОД ИЗ ЗАБВЕНИЯ
Рассматривается развитие религиозного движения в Камчатской глубинке в рамках Международного проекта «Новые религиозные движения на русском Севере: религиозная конкуренция в постсоциалистическом пространстве», инициированном Патти Грей и Патриком Платте и поддержанным Национальным фондом науки США и Европейским Фондом науки.
Сохранившиеся знания в воспоминаниях и рассказах тигильчан*, возможно, не отражают всей полноты прошлой жизни прихожан православной общины, но в них проявляется целая эпоха со всеми ее катаклизмами, утратами, достижениями.
В сюжетах многих прихожан Тигильской православной церкви есть бесценная информация о том, как жили сельчане камчатской глубинки в 20-х, 30-х годах прошлого столетия в период утверждения советской власти на Севере России. Из тьмы забвения всплывают события малоизвестные сегодняшнему поколению. Через воспоминания по крупицам восстанавливаются порванные нити семейных взаимоотношений.
Детали, зафиксированные в памяти тигильских жителей и воспроизведенные в мемуарах, могут совершенно с новой стороны осветить известные факты, из­менить общепринятую трактовку событий, более углубленно определить место православия в ительменской культуре и общей истории коренных малочисленных народов Камчатки, а также старожилов этого края.
Ключевые слова: православная община, церковь, репрессии, духовное обновление, вера.

ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Р.А. ФАНДО, канд. биолог. наук, ст. науч. сотр.
Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН (109012, г. Москва, Старопанский пер., д. 1/5)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
РАИСА ИСААКОВНА СЕРЕБРОВСКАЯ (1888-1981): ЖЕНСКАЯСУДЬБА В НАУКЕ. К 125-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
Статья посвящена анализу биографии и научной деятельности Раисы Исааковны Серебровской, одной из первых отечественных женщин-генетиков. Представлен научный путь, который она прошла от гим­назической скамьи до работы в ведущем вузе страны. Проанализированы работы Серебровской по геногеографии наслед­ственных заболеваний, изучению близне­цов и вопросам общей генетики.
Ключевые слова: история генетики, медико-генетические исследования, женщины в науке, Раиса Исааковна Серебровская.

ПЕРЕЧЕНЬ СТАТЕЙ, ОПУБЛИКОВАННЫХВ 2013 г.