Warning: copy(): Filename cannot be empty in /home/elastomery/science.akademnauka.ru/docs/plugins/system/remember/remember.php on line 2
Выпуск 3 2014

Выпуск 3 2014

ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

КАЛУГИН В.В., кандидат биологических наук, доцент
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ: ОРГАНИЗАЦИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ И КООРДИНАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СССР (1971-1975 годы). ЧАСТЬ II
Девятая статья В.В. Калугина — это продолжение статьи, посвященной организации, планированию и координации научных исследований в СССР в девятой советской пятилетке (1971-1975 гг.). В ней рассматривается научно-организационная деятельность Академии наук СССР. В статье приведены важнейшие события общесоюзного значения, отражающие общую динамику развития советской науки в указанный период, а также специфические особенности научно-организационной деятельности в системе Академии наук. Пятилетний план научных исследований АН СССР на 1971-1975 гг. содержал около 800 наиболее важных научных проблем по 82 научным направлениям. Важнейшие научно-технические достижения СССР свидетельствует о высокой результативности деятельности научно-технического комплекса СССР, а также о большой востребованности завершенных научных разработок, внедренных в народное хозяйство страны. В 1971-1975 гг. были осуществлены 30 важнейших научно- технических достижений, из них: 18 — впервые в мире (60%) и 12 — впервые в СССР (40%).
Ключевые слова: социальная история науки, девятая советская пятилетка, научно-технический комплекс, Академия наук СССР, система планирования науки, хронологический указатель, научно-технические достижения

ПУСТОГАЧЕВА А.Ф.,
ФГНУ «Институт образования малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» РАО (Россия, 142712, Московская область, Ленинский район, п. Горки Ленинские)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
КОЗЛОВА Ю.Б., канд. соц. наук, доцент
Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ЗОЛОТОПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРИИСКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
В статье проведен краткий обзор возникновения, становления и развития освоения рудных месторождений, в частности, золотодобывающей и золотопромышленной отрасли.
Выявлены ключевые поворотные моменты в истории добычи золота в Алтайском крае. Показаны перспективы развития горнодобывающей промышленности на Алтае. На основе результатов исследований сделан вывод, что в последнее время горнодобывающая промышленность в Алтайском крае переживает новый этап своего развития, так как такое направление, как добыча золота, в регионе в советское время фрагментарно проявлялось, но серьёзных промышленных масштабов не достигло.
Ключевые слова: золотодобыча, Алтай, прииск

АБУБАКАРОВА З.Ш.,
доцент, к.т.н.
МУЦАЛОВА С.Ш.
доцент, к.х.н.
Грозненский государственный нефтяной технический университет (Россия, 364905, г. Грозный, ул. Орджоникидзе, 100)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ХИМИЧЕСКОГО РАЗЛОЖЕНИЯ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Приведены сведения о зарождении и освоении первых отечественных и импортных промышленных установок термического крекинга нефти.
Ключевые слова: крекинг-процесс, нефтепродукты, термический крекинг, бензин, прямая перегонка, реакционная камера, нефтяные остатки

МАНСУРОВА С.Е.,
доктор философских наук, профессор
Московский институт открытого образования (125167, г. Москва, Авиационный пер., д. 6)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ОБЩЕНАУЧНЫЙ ФЕНОМЕН ИНТЕГРАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Понятие интеграции как понятие теории систем. Глобальная интеграция естественнонаучной и гуманитарной культур. Новая философия образования: взаимодействие холистического и гуманистического подходов. Теоретико-методологические основания интеграции в образовании. Методологическая идея как фактор интеграции и её значимость для общего образования.
Ключевые слова: интеграция, естественнонаучный, гуманитарный, образовательные стандарты, методологическая идея

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ЗЕРНОВА Г.П., канд. пед. наук, доцент, ведущий научный сотрудник
Научно-методический центр педагогической рискологии
ГБОУ ВПО Московской области «Академия социального управления» (129281, Россия, Москва, Староватутинский пр., 8)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
РИСКИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ
В статье рассматриваются противоречия, проблемы подготовки кадров высшей квалификации с разных позиций: через аспирантуру (в формах очная, заочная аспирантура, соискатель ученой степени), аспирантуру по программе «Преподаватель высшей школы». Анализ категории соискателей ученой степени кандидата педагогический наук позволил выявить риски региональной системы подготовки кадров высшей квалификации.
Ключевые слова: кадры, высшая квалификация, аспирантура, дополнительная квалификация, преподаватель высшей школы, риски подготовки

ЭТНОПЕДАГОГИКА, ПОЛИ- И МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


АГАДЖАНЯН С.А., аспирант кафедры английского языка для естественных факультетов
Факультет иностранных языков и регионоведения
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (119192, Россия, Москва, Ломоносовский проспект, дом 31, корпус 1)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ТЕРМИН КАК НОСИТЕЛЬ ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА
В рамках настоящей статьи приведен краткий обзор работ, посвященных становлению и развитию медицинской терминологии. В частности, рассмотрены такие вопросы, как отражение человеческого опыта при создании медицинских терминов, разграничение специальных медицинских терминов и общеупотребительных слов, влияние социальной среды на развитие значения отдельных медицинских терминов. Кроме того, в работе выделены основные направления по исследованию терминов и терминосистем в общем и целом.
Ключевые слова: медицинский термин, терминосистема, терминоведение, когнитивная лингвистика

ТРОИЦКИЙ С.А.,
канд. философских наук, старший преподаватель кафедры культурологии философского факультета
Санкт-Петербургский государственный университет (199034, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, 5)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
СКРЫТОЕ И ЯВНОЕ В ЯЗЫКЕ: ПАМЯТЬ ЯЗЫКА И ЯЗЫКОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Статья посвящена проблеме функционирования языка как инструмента памяти, отражены различные аспекты трансформации языка, прагматики его применения, описаны функциональность и диалектность языка как основные характеристики его функционирования.
Ключевые слова: память языка, прагматика языка, ситуативная прагматика, диалектность, стиль языка.

Е.В. АНДРЕЕНКОВ,
к.пед.н., профессор
В.К. ГОСПОДАРЕВА, доцент,
Е.В. ФИЛИППОВА, доцент,
Московский государственный университет дизайна и технологии (Россия, 117997, г. Москва, ул. Садовническая, дом 33)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ
В статье показаны возможности творческого развития будущих специалистов во время каникул на примере опыта Московского государственного университета дизайна и технологии (МГУДТ), студенты которого, отдыхая на озере Селигер, создают графические наброски природы и различных деталей пейзажа, изучают искусство народных мастеров и приобщаются к сохранению культурного и исторического наследия.
Ключевые слова: остров Хачин, студенты, отдых, наброски

ВИНОКУРОВА У.А.,
д-р социол. наук, канд. психол. наук, профессор,
СЕМЕНОВА А.Д., д-р пед. наук, профессор,
ЯДРИХИНСКАЯ Л.С., канд. пед. наук, доцент,
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова (Россия, Республика Саха (Якутия), 677000, г. Якутск, ул. Белинского, 58)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ДИАЛОГ МИРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ТИХООКЕАНСКОГО И АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНОВ
Статья написана в форме ответа на вопрос, поставленный исследователями мировых систем образования М. Барбера, К. Доннелли и С. Ризви, о путях повышения качества образования. Одним из таких путей авторы считают интерактивную инновационную технологию коллективного способа обучения В.К. Дьяченко, которую они называют великим открытием ХХ века, потому что воспитание саморазвивающейся, гармоничной, конкурентоспособной личности возможно только при интеграции процессов преподавания и учения, реализуемой при использовании данной технологии по управлению учебным процессом. Причиной эффективности педагогического процесса является высокая организационная культура этой технологии. Именно при взаимообучении создаются социально-педагогические условия для становления и творческого совершенствования нравственного сознания и поведения личности.
Ключевые слова: обучение, коллективный способ обучения, универсальные учебные действия, этнопедагогизация, саморазвивающаяся, гармоничная, конкурентоспособная личность, Арктика

ЦЫМБАЛИСТЕНКО Н.В.,
д-р филол. наук, гл. науч. сотр.
ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики» (629008, Тюменская область, Ямало- Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Республики, д. 73)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ У КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЯМАЛА
Для сохранения национальной идентичности у коренных народов Ямала, одновременно с родным языком, сопоставимым по значимости фактором является сохранение национальных обычаев и обрядов, традиционных промыслов, связанных с системой жизнеобеспечения. Автором опрошено около 500 жителей сельских и городских поселений Ямало-Ненецкого автономного округа. Большинство респондентов отмечают опасность утраты национальной самобытности (почти 50%), четверть — опрошенных считает, что такую опасность не надо преувеличивать и только около четверти опрошенных считает, что такой опасности не существует.
В Программе развития образования в Ямало-Ненецком автономном округе до 2020 года и в Концепции развития общеобразовательных школ с этнокультурным компонентом в ЯНАО (2008 г.) особое внимание уделяется следующим проблемам: координация учебного времени с ритмом северных промыслов; обеспечение школ высококвалифицированными преподавательскими кадрами; апробация модели кочевой школы и кочевого детского сада; объединение усилий различных субъектов системы образования в развитии национального компонента образования.
Департамент внутренней политики ЯНАО пытается обеспечить поддержку общегражданской российской и окружной «ямальской» идентичности населения.
Ключевые слова: идентичность, кочевое образование, национальные обычаи и обряды, традиционные промыслы, «ямальская» идентичность

ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

КОКОРЕВА Е.Д., научный сотрудник
Государственный музей-заповедник «Царицыно» (Россия, 115569, Москва, ул. Дольская , 1)
ПАМЯТИ ПРОФЕССОРА МАТЕМАТИКИ А.К. ВЛАСОВА
По роду своей деятельности, связанной с исследованием Царицына, расположенного на юге Москвы, автору пришлось работать в архивах. О Царицыне, кажется, все известно и давно исследовано и написано. Тем более дорого открытие новых имен. Статья посвящена профессору математики Алексею Константиновичу Власову, проживавшему в Царицыне в первой четверти XX века. В личном архиве внучатой племянницы Алексея Константиновича, Зинаиды Васильевны Власовой, сохранились фото и документы, связанные с его жизнью и деятельностью. Благодаря этим материалам появилась возможность отдать дань уважения профессору математики, посвятившему свою жизнь служению науке. Алексей Константинович Власов — исследователь и преподаватель. По написанным им вузовским учебникам изучали математику несколько поколений студентов. Как и у большинства представителей интеллигенции, среди его увлечений были музыка и книги. Особенно интересна судьба этого человека, выходца из крестьянской среды, который, благодаря огромному таланту, вписал свою страницу в историю отечественной науки. Алексей Константинович Власов своей жизнью показал пример того, что человек, достигающий своих целей по законам совести и ума, может быть счастлив и достоин того, чтобы о нем вспомнили потомки.
Ключевые слова: Алексей Константинович Власов, математик, профессор, Царицыно

ИСКУССТВО И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ПАНЮКОВА О.И., зам. директора
ПУШИНА Л.А., канд. пед. наук
ФГНУ «Институт образования малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» РАО (Россия, 142712, Московская область, Ленинский район, п. Горки Ленинские)
МОВСУМ-ЗАДЕ Э.М., чл.-корр. РАО, проф.
Уфимский государственный нефтяной технический университет (450062, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1)
ЗАХАРОВА Е.П., Государственная Третьяковская галерея (119017, Москва, Лаврушинский переулок, 10)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
СИБИРЬ В ГАЛЕРЕЕ НЕФТЯНЫХ ПЕЙЗАЖЕЙ МИРА
Представлен анализ творческой деятельности художников, отразивших в своем творчестве индустриальное развитие, историю зарождения и становления горного, плавильного, нефтяного и газового дела в Сибири. Определена задача художника в создании положительного настроя на продолжение деятельности человека по преобразованию питающей его среды, сохранения внутреннего мира, душевного равновесия специалиста, занятого в добывающей отрасли, не позволяющего ему превратиться в равнодушного пользователя.
Ключевые слова: нефтяной пейзаж, Сибирь, техногенный ландшафт, колористическое решение